Рекламные объекты как «концепты»

Набор такого рода приемов продемонстрировали выставки современного концептуалиста В. Захарова, проведенные в 2006 г. в Третьяковской галерее и московской галерее Stella-art. Рекламные включения в их наглядных вариантах активно используются автором. Таков, например, большеформатный информационный плакат с текстом-слоганом: «Экстаз зрителя рождает автора», встречающий посетителя выставки и подготавливающий его к лицезрению нескольких десятков фотографий, фиксирующих различные проявления экстаза. В другом конце выставочного зала два фотографических автопортрета, на которых художник запечатлен с черным лоскутом, закрывающим глаз. Экспонат, называемый «Повязка», является точной композиционной копией прославленной рекламы Дэвида Огилви 1951 г. для фирмы «Hathaway», продававшей мужские рубашки. Центр этих рекламных объявлений Огилви — мужчина с черной повязкой на глазу в рубашке этой фирмы. Рекламная кампания этой фирмы длилась четыре года, и все эти годы рекламный герой с черной повязкой то писал картину, то играл на гобое, то оценивал произведения искусства, то просто позировал. Продажи рубашек этой марки баснословно выросли — загадочность рекламного образа дала необходимый эффект. В чем «концепт» исполненного в рекламном духе автопортрета можно только догадываться. Но не исключено, что именно ассоциация у зрителей со знаменитым рекламным произведением как раз и подразумевалась художником.

Сам принцип конструирования рекламного текста привлекателен для авторов, тяготеющих к постмодернизму. Еще на заре этого движения в 70-е годы поэт Дмитрий Пригое в течение некоторого времени осуществлял своеобразную акцию. На столбах рядом с краткими текстами на тему «продаю — покупаю», «сдам — сниму» появлялись оригинальные, будоражащие восприятие своей неожиданностью тексты. Такие, например:

Граждане! Стрости ноши нарушают иерархию последовательности и словно вихри какие взрываются. Дмитрий Александрович Пригов.

Или:

Граждане! Болезни нам даются, чтобы выздоравливать от них. Дмитрий Алексаныч.

Облик рекламного объявления обрел необычное содержание. И такая тенденция продолжалась. На выставке «Границы», представленной молодыми петербуржцами в галерее «Spider and Mo us» осенью 1995 г., одна из композиций Е.Логиновой именовалась «Доска объявлений». Заголовок соответствовал объекту. Им действительно служила плоскость, на которой размещались многочисленные записки и квитанции, отражавшие жизненный путь автора, — от договоренностей о свиданиях (деловых и интимных) до оттисков медицинских анализов.

Спонсор статьи предлагает наружную рекламу, футболки с надписями.